ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ



Содержание:

1. Картотека фонематических потешек
2. Чистоговорки для отработки трудных звуков
3. Задания на развитие мелкой моторики
4. Различные виды загадок
5. Игры для подготовки к чтению
6. Словесные игры (шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы)
7. Кроссворды и сканворды для детей
8. Найди отличия
9. Рассказы с договариванием
10. Развитие речи тема: "Новый год"
11. Домашнее задание для детей "Новый год"
12. 100 логопедических стихов (для автоматизации звуков)
13. Найди тень
14. Пальчиковые игры "Весна"
15. Собери картинку тема: "Весна"
16. Запоминалки
17. Раскраски лето
18. Развитие речи тема "Осень"
19. Игры на внимание
20. Выложи узор из счетных палочек (карандашей)
21.Раскраски и игры для межполушарного взаимодействия
22. Новогодние задания
23. Игра: "Нади по тени"
24.Логопедические стихи
25. Весенние задания


Картотека фонематических потешек



Чистоговорки для отработки трудных звуков



РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
✔ проводим линии✔ обводим по контуру✔ штрихуем✔ дорисовываем







140 загадок и отгадок
Е.Сербина, Развивающие игры для детей


Загадывание и отгадывание загадок — любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память.
При отборе и использовании загадок важно знать, какие приемы зашифровки тех или иных слов или понятий в загадках применяются. В загадке часто даются только признаки того или иного предмета, причем от того, сколько этих признаков приводится, в какой степени они раскрывают загаданный предмет, зависит простота или сложность загадки.
Очень много загадок построено на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или схожим признаком другого предмета, в большинстве случаев с живым существом.
Чаще всего загадки задаются устно по списку, составленному им заранее. Тому, кто даст правильный ответ, засчитывается известное число очков (например, от 3 до 6, в зависимости от сложности загадки).
Победителем считается тот, кто наберет больше очков.
Иногда загадки пишутся на отдельных листках или карточках. Ребята по очереди вытягивают листочки и отгадывают те загадки, которые на них написаны. Листки должны возвращаться ведущему (или специально выделенному дежурному) вместе с устным ответом, на основании которого начисляются очки.
Загадки могут быть использованы и для изготовления настольных игр. Тексты загадок для этой игры пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответом на эти загадки, помещаются в клетках больших карт (например, по шесть-девять рисунков на карте). Играют, как в обычное лото. Ведущий вытягивает карточки с загадками и читает их.
Играющие сообща отгадывают загадки, и тот, у кого на карте имеется рисунок с ответом на данную загадку, накрывает его карточкой. Выигрывает тот, кто закроет все рисунки первым на своей карте. Для изготовления игры можно применить вырубные или переводные картинки, которые имеются в продаже.
Для удобства использования мы разбили все загадки по темам. Этот подбор условный, и, конечно, ни перечень тем, ни тем более подбор загадок по этим темам ни в коем случае не претендуют на полноту.
ПРИРОДА И ЕЕ ЯВЛЕНИЯ


1. Голубая простыня весь свет одевает.           небо
2. Чего в сундук не запрешь?
3. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.
4. Не стукнет, не брякнет, а сам придет.
5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.
6. Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь — и прятаться начнут.
7. Он всюду: в поле и в саду,                       снег
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
8. Один летает, другой пьет,
А третий питается.
9. Красное коромысло над рекой повисло.
10. Заревел вол за сто сел, за сто речек.
11. Горя не знаем, а горько плачем.                Дождь
12. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
13. Серое сукно тянется в окно.
14. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу.
15. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь.
16. Рукава есть у меня,
Рук хотя и нет,
И хоть я не из стекла,
Я как зеркало светла...
Кто я? Дай ответ!
17. По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.
18. Шуба нова, а на подоле дыра.
19. В воде не тонет и в огне не горит.
20. Без рук, без ног, а в избу лезет.
21. Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет.             ветер
22. Что вниз вершиной растет?
23. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.
24. Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой...
Но только мне придет пора — Сама уйду я со двора.
25. Вокруг носа вьется, а в руки не дается
26.Что идет, не двигаясь с места?
27. Виден край, да не дойдешь.
28. В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал меня еще никто.
29. Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет.
30.Что было "завтра", а будет "вчера"?
Отгадки
1. Небо. 2. Луч солнца. 3. Рассвет. 4. День. 5. Луна и солнце. 6. Дождь. 7. Дождь. 8. Дождь, земля, трава. 9. Радуга. 10. Гром. 11. Облака. 12. Туча. 13. Пар. 14. Земля. 15. Болото. 16. Река. 17. Река. 18. Прорубь. 19. Лед. 20. Холод. 21. Мороз. 22. Сосулька. 23. Тень. 24. Тень. 25. Ветер. 26. Время. 27. Горизонт. 28. Эхо. 29. Огонь.30. Сегодняшний день.
                                                             
МИР ЖИВОТНЫХ


31. Страх тепло волочит,
А тепло караул кричит.
32. Летом гуляет, а зимой отдыхает.        медведь
33. Кто на себе лес носит?                       улитка
34. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них...
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я?
35. Не елка, а колка, не кот, а мыши боятся.
36. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.
37. Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает.
38. Стоит копна:
Спереди вилы,
А сзади метла.
39. С бородой родится, никто не дивится.
40. По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.
41. На сене лежит, сама не ест и другим не дает.
42. Шерстка мягонька, да коготок остер
43. Бел как снег,
Надут как мех,
На лопатах ходит.
44. Два раза родится,
А один раз умирает.
45. Спереди шильце,
Сзади вильце
Снизу полотенце.
46. Встали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
47. В болоте плачет, а из болота не идет.
48. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
49. Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.
50. Драчун и забияка, живет в воде,
Когти на спине — и щука не проглотит.
51. В тесной избушке
Ткут холст старушки.
52. Летит — воет, сядет — землю роет.
53. Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
54. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома?

Отгадки
31. Волк и баран. 32. Медведь. 33. Олень. 34. Олень. 35. Еж. 36. Крот. 37. Кит. 38 Корова 39. Козел. 40. Свинья. 41. Собака. 42. Кошка. 43 Гусь 44. Птица 45. Ласточка. 46. Журавль. 47. Кулик. 48. Дятел 49. Рыба 50. Ерш. 51. Пчелы. 52. Жук. 53. Муравьи 54. Улитка

РАСТЕНИЯ

55. Одно бросил — целую горсть взял.
56. Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А зато меня так губят, что все меня любят.
57. Золотые горы растут в летнюю пору.
58. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
59. Не море, не река, а волнуется.
60. Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
61. На поле родился, На заводе варился, На столе растворился.
62. Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
— Это черная?
— Нет, это красная.
— А почему она белая?
— Потому, что зеленая.
О чем они вели разговор?
63. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
64. Без окон, без дверей, полна горница людей.
65. Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь
66. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
67. Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
68. Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.
69. Стоит старик над водой — трясет бородой.
70. Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
Отгадки.
55 Зерно 56 Хлеб 57 Копны, 58 Колос. 59. Колосья. 60. Подсолнух. 61. Сахар. 62. Красная смородина. 63. Арбуз. 64. Огурец. 65. Репа. 66 Слива 67. Вишня. 68. Мак. 69. Тростник. 70. Гриб.
                                                                  
ЧЕЛОВЕК

71. Двое ходят, двое смотрят, двое помогают, один водит и приказывает.
72. Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?
73 Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной
74. Живут два друга, глядят в два круга.
75 Если б не было его, не сказал бы ничего.
76 Всегда во рту, а не проглотишь.
77. Один говорит, двое глядят да двое слушают.
78. Деревяшка везет, костяшка сечет, мокрый Мартын заворачивает.
79. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.
80 Ношу их много лет, а счету им не знаю.
81 Носить легко, а считать трудно.
Отгадки
71 Человек 72 Человек 73 Глаза. 74. Глаза и очки 75 Язык 76 Язык 77 Язык, глаза и уши. 78 Ложка, зубы, язык 79 Ноги 80 Волосы 81 Волосы
                                                        
ВЕЩИ И ДОМ

82. Всегда видятся, а вместе не сходятся
83. Ходит, ходит, а в избу не входит.
84. Стоит поперек входа, одна рука в избе, другая на улице.
85. Высокая и строгая,
Ходит, пол не трогая,
Кто ни выйдет, ни зайдет,
Ручку ей всегда пожмет.
86. Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет
87. Собака не лает, а в дом не пускает.
88. Крутая гора, что ни шаг, то нора.
89 Что зимой дома мерзнет, а на улице нет?
90. Под одной крышей четыре братца живут
91. С ногами, а без рук, с боками, а без ребер, со спиной, а без головы.
92. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое?
93. Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног,
Все по полю шаркают
За работой жаркою.
94. Хвостик из кости, а на спинке щетинки.
95. Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу, соскочу — привечу
96. Пять пальцев, ни костей, ни мяса, ни ногтей.
97. С виду клин, а развернешь — блин
98. Ветер веет—я не вею,
Он не веет — вею я,
Но лишь только я завею,
Ветер веет от меня.
99. В воде она родится, но
Странная судьба, воды она боится
И гибнет в ней всегда.
100. Бел как снег, в чести у всех,
В рот попал, там пропал
101. Сидит на ложке, свесив ножки.
102. Без рук, без ног, а в гору лезет.
Отгадки
82 Пол и потолок 83 Дверь 84 Дверь 85 Дверь 86, Ключ в замке 87 Замок 88 Лестница 89 Оконное стекло 90 Стол 91 Кресло 92 Подушка 93 Веник 94 Зубная щетка 95 Шапка 96 Перчатки 97 Зонтик 98 Веер 99 Соль 100 Сахар 101 Лапша 102 Тесто
                                                 

УЧИСЬ И ОТДЫХАЙ

103. Хорошо видит, а слепой.
104. Кулик— невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
105. Лето, зиму — все на лыжах;
Братец — стол, сестра — скамья.
Это самые на свете
Неразлучные друзья.
106. Что за чиж на черном поле,
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.
107. Черный Ивашка, деревянная рубашка:
Где пройдет, там след остается.
108. Черные, кривые, от рождения все немые.
Станут в ряд — сейчас заговорят.
109. Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет.
110. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
111. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
112. Дорога есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Луга есть — косить нельзя,
В реках, морях — воды нет.
113. Иду по грядкам, рву без счета, на грядках не убывает, а в голове прибывает.
114. Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
115. С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
116. Хоть и немая—назовет лентяя.
117. В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу.
118. Под гору — коняшка, а в гору—деревяшка.
119. Мы — проворные сестрицы —
Быстро бегать мастерицы.
В дождь — лежим,
В снег—бежим:
Уж такой у нас режим.
120. Мой рогатый конь трехногий,
Быстро мчится по дороге,
Захочу — он постоит
Захочу — вперед бежит.
121. Ростом мал и пузат,
А заговорит —
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит
122. То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
123. Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.
124. На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Отгадки
103 Неграмотный 104 Школьный звонок 105 Парта. 106 Школьный мел,107 Карандаш. 108 Буквы 109 Письмо 110 Книга 111. Книга 112. Географическая, карта. 113. Чтение книга 114. Газета 115 Газета. 116. Стенгазета. 117.Табель 118 Санки 119 Лыжи. 120 Трехколесный велосипед 121, Барабан. 122. Баян 123 Патефон 124 Шахматы
                                                        
ТРУД И ТЕХНИКА

125. Над поселком слышен бас,
Он утрами будит нас.
Мы привыкли по нему
К распорядку своему.
126 Сам худ, а голова с пуд
127. Захочу, так поклонюсь,
А поленюсь, так повалюсь.
128. Мой товарищ по походу
К твердым правилам привык:
Кончил дело и за щеки
Уберет стальной язык.
129. Возле уха завитуха,
А в середке разговор.
130. Сидит на крыше всех выше
131. С края на край
Режет черный каравай,
Кончит, повернется,
За то же возьмется
132 Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.
133 Ходит полюшком коровушка —
Саженный язычок,
Режет травушку коровушка
Под самый корешок.
134. Загудел глазастый жук,
Обогнул зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль
135. Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад
136. Ходит он и землю ест —
Сотню тонн в один присест,
Степь на части он сечет,
А за ним река течет.
137. Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная,
И теперь у нас дорога
Как линейка ровная
138.Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!
139. Не машет крылом, а летает,
Не птица, а птиц обгоняет
140. Спрыгнуть с него на ходу можно,
А вскочить на него нельзя
Отгадки
125 Заводской гудок 126 Молоток 127 Топор 128 Перочинный нож 129 Радионаушники 130 Антенна 131 Плуг. 132 Трактор 133 Самоходная сенокосилка 134 Автомобиль 135 Шагающий экскаватор 136 Землеройный снаряд. 137. Дорожный каток 138 Канал 139 Самолет 140 Самолет
                                                 
ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ ХОРОМ

Есть загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме.
Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ.

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь.. (паровоз)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?. (самолет)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (пароход)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль)

На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже
Кто не трус и не трусиха
Прокачу того я лихо
У меня мотора нет
Я зовусь (велосипед)

Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется (трамвай)

Два березовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
И зовут их... (лыжи)

И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке
Мы зеленые ... (лягушки)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый ... (гусь)  

Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок
Голос мой визглив и звонок
Я веселый... (поросенок)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход
Сразу скажет — это... (крот)

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят... (черепахи)

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная... (рысь)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели,
Только к дятлу на обед
Попадает... (короед)

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?.. (мухи)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый... (скворец)

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу:
Не кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает... (мороз)

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их... (рукавички)

Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные... (коньки)

Красный кот
Дерево грызет,
Дерево грызет,
Весело живет.
А воды попьет,
Зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь —
Этот красный кот... (огонь)


ЗАГАДКИ-ШУТКИ

Загадки-шутки — особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении.
Если в обычных загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими, то в загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п.

1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
2. Какой болезнью никто никогда на земле не болел?
3. Сколько яиц можно съесть натощак?
4. Когда руки бывают местоимениями?
5. Какими нотами можно измерить пространство?
6. На какой вопрос никто никогда не ответит "да"?
7. Из какой посуды нельзя ничего поесть?
8. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее?
9. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
10. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?
11. На что похожа половина яблока?
12. Из какого полотна нельзя сшить рубашки?
13. Какой месяц короче всех?
14. Что можно видеть закрытыми глазами?
15. Чем оканчиваются как день, так и ночь.
16. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, но в огороде втрое?
17. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
18. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
— У тебя, — говорит первая ворона, — лапки в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле. Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
19. По чему часто ходят, и никогда не ездят?
20. Как далеко в лес может забежать заяц?
21. Можно ли в решете воды принести?
Отгадки
1. Я сам. 2. Морской. 3. Одно, второе будет уже не натощак. 4. Когда они вы-мы-ты. 5. Ми-ля-ми 6 Спящий на вопрос: "Вы спите?" 7. Из пустой 8. Подождать, пока она улетит. 9. Ни одной — их нужно вложить. 10. Подошва сапог. 11. На вторую половину. 12. Из железнодорожного. 13. Май—всего три буквы. 14. Сон. 15. Мягким знаком, 16. Буква "о". 17. На мокрое. 18. Они смотрят друг на друга. 19. По лестнице. 20. До середины, дальше он уже выбегает из леса. 21. Можно, когда она замерзнет

Игры для подготовки к чтению

"Я был в цирке... "
Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами, фишки. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

Предлоги

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "В", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Самодельная азбука

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.
Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

Игра с картинками в книжке или журнале

Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев — учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу — ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!), например, “до” — дом, долина, ледокол…, Следующий этап - ищем слова. Начинаем с простых- он, мы, они, дом ... Идем в магазин. Здесь понадобится журнал с картинками. Предлагает детям найти и выбрать (обвести) только те предметы, в названии которых есть звук «К» (конфеты, молоко, диск, кофта)
Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву.
Один загадывает какой-то предмет на картинке: "В слове 2 буквы "Е" - или "В слове три слога", "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.

Магазин

Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки из сумки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".
Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".

Кто здесь живет?

Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске домик и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.

Бросаемся слогами

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

Подарки

Одного из участников игры выбирают водящим
— Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, — говорят ему, — и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами
— Будете в Костроме, — говорит один,— загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой
— У меня дядя в Саратове, навестите его,—просит другой—Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий — человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.
"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова — самовар, скажем, или свисток Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими
Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать — это дело несложное
"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. 

Начинается раздача подарков

— Был у вашего дедушки, — обращается водящий к кому-либо из играющих — Он прислал вам ошейник.
Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".

Цепочка

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

Добавь букву

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание.
Выигрывает тот, кто называет целое слово.
Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.
Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

Летела корова

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Запрещенная буква

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.
Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной.
Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня.
Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Скрытая подсказка

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.
Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
— Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим.
Это его право—требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К".
Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой — "сурок", третий — "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К".
Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. — Давайте вторую букву! — требует он.
Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.
Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

Путешествие. Семейная игра.

Один говорит "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? " . "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!". другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
Другой вариант "Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт)
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит:" А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. За-одно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

Кто с какими буквами дружит

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

Словесные игры


К словесным играм относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Разберем основные виды словесных задач.

Шарада
 Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":

Три буквы облаками реют:
Две видны на лице мужском
А целое порой белеет
"В тумане моря голубом".

Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

Метаграмма
Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.

С "б" смертельной я бываю,
С "м" меха я пожираю,
С "р" актеру я нужна
С "с" для повара важна.
(боль, моль, роль, соль)

В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя

Я с "в" от непогоды вас укрою,
А с "т" я землю носом рою.
(кров, крот)

Могут меняться и целые слоги.

 Логогриф
Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:

Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз,
Но если "и" в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь!

Можно было бы, конечно, для составления этого логогрифа взять сначала слово "пилот", а затем, выбросив из него "и", получить слово "плот". Тогда задача могла бы выглядеть так:

Я ношусь в морях воздушных,
А отнимешь букву "и" —
По реке пойду послушно
И с товаром и с людьми.

Анаграммы
Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"— "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон". В стихах задача может выглядеть так

Задачу ты решишь свободно.
Я небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно

Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач, которые в нашем сборнике не встречаются.

Ниже мы приводим различные словесные задачи, распределенные по видам, чтобы легче было ориентироваться в их подборе.

ШАРАДЫ

1. Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.

2. Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же Первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица

3. Часть танца — слог мой первый,
Вино — мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.

4 Мой первый слог — предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа

5 Начало — голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда

6 Первый слог найдешь средь нот,
А второе — бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути,

7 Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.

8 Мой первый слог
Найдешь тогда,
Когда в котле,
Кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом —
Школьный столик твой

Ответы

1. Буквы 2 Атом 3 Паром 4 Задача 5 Картина 6 Дорога 7 Спорт 8 Парта

МЕТАГРАММЫ

1. С "д" из года в год встречаем,
С "т" за нами ходит вслед,
С "п" в лесу мы замечаем,
С "л" труду наносит вред.

2. С "г" — полезное растение,
С "ш" пугает нас порой,
С "п" несет нам разрушение,
С "в" навалена горой.

3. С буквой "т" его все знают —
Он с собой весну несет;

С буквой "ш" всегда играют,
Коль в строю отряд идет.

4. С "м" я в море,
С "в" я в поле,
С "п" я в доме,
С "г" в футболе.

5. На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует она себя прекрасно,
Но только с "в" для птички я мила,
А с "с" я для нее опасна.

6. Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:

Я с "у" — далекая планета,
А с "и" — я в Азии страна.

7. С "п" людей я развлекаю,
Всякой скуки ярый враг.
С "з" по полю удираю
От охотничьих собак.

8.Мне не пройти в ветвистый лес
Мои рога в ветвях застряли.
Но обменяй мне "л" на "с" —
И листья леса все завянут.

9. Я не груша и не слива,
А другой душистый плод.
Пожелаю стать заливом —
Это вмиг произойдет.
Только нужно для того
"А" поставить вместо "о".

10. С буквой "к" меж берегов
Я теку привольно.
С буквой "с" я без зубов,
Но кусаюсь больно.

Ответы

1. День, тень, пень, лень. 2. Горох, шорох, порох, ворох. 3. Март, марш, 4. Мол, вол, под, гол. 5. Ветка, сетка. 6. Уран, Иран. 7. Паяц, заяц. 8. Олень, осень 9. Лимон, лиман. 10. Ока, оса.


ЛОГОГРИФЫ

1. Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.

2. По морю двигаюсь я вплавь,
Хвостом хоть лодку опрокину
Но букву "р" в меня прибавь —
И сразу островом застыну.

3 Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с "к" я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу

4. Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам "л", и зазвучим
Тогда довольно мелодично.

5 Я здоровью основа;
Слева букву возьми —
И морским стану словом;

Букву справа сними —
Я предмет увлеченья —
На собраниях и в прениях

Ответы

1 Волга, иволга 2 Кит, Крит 3 Омар, комар 4 Гуси, гусли 5 Спорт, порт, спор

АНАГРАММЫ

1 Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь —
В кастрюлю я полезу.

2. Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.

3. Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос струнный так певуч:
Но "ф" мое поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.

4 Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.

5. Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.

Ответы

1.Шпала—лапша 2 Дог — год. 3 Арфа — фара 4. Сосна — насос. 5. Рона — нора.

Игры со скороговорками

КТО БЫСТРЕЕ?

Ведущий выбирает из числа скороговорок наиболее трудную и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к играющим, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произношения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

ГОНКИ СКОРОГОВОРОК

Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Играющих должно быть не более 15—20 человек, для того чтобы игра не была утомительной.

СОРЕВНОВАНИЯ ТЕЛЕФОНИСТОВ

Две группы играющих по 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать ее на ухо вторым, вторые— третьим и так до последних. Последние, получив "телефонограмму", должны встать и громко и внятно произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесет ее вслух.
КРОССВОРДЫ И СКАНВОРДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ












Найди отличия










РАССКАЗЫ С ДОГОВАРИВАНИЕМ























100 ЛУЧШИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СТИШКОВ
Для автоматизации звуков
Звук Ш
Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Звук Л
Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Звук Р
Логопедический стишок №3

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С Ц
Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

Автор стихов Т. Ляхович
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных:

С — З Ш — Ж Р — Л Г — К
Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая -
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,

Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли
В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.


Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена
Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки

В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69

Маша — малышка,
У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.


Логопедический стишок №78

Нас «огорчили»
Перчики чили.

Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84

Ученик ворчит беззвучно -
Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке

Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88

На пиджачке значок,
На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91

На веточке птички,
В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные,
Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.


Логопедический стишок №98

Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Логопедический стишок №99

Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
НАЙДИ ТЕНЬ







СОБЕРИ КАРТИНКИ "ВЕСНА"









РАСКРАСКИ





Игры на внимание


Развитие мелкой моторики пальцев рук ( выложи узор)


Раскраски на межполушарное взаимодействие

рисуют обе руки одновременно









Новогодние задания












Игра: "Найди по тени"












Весенние задания











































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий