Дети с ОВЗ

 Дети с ограниченными возможностями здоровья


     Дети с ограниченными возможностями здоровья -  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.



 
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
         К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1.             Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.             Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.             Дети с нарушением речи (логопаты);
4.             Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.             Дети с умственной отсталостью;
6.             Дети с задержкой психического развития;
7.             Дети с нарушением поведения и общения;
8.             Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
                сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха. 

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи. 

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. 

Нарушения зрения. 
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети –  это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. 
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР). 
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.   
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения. 
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм. 

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. 

ИНКЛЮЗИЯ


Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Согласно словарю С.И. Ожегова "Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни". Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Мы рады всем!".

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для студентов с особыми потребностями.

Другими словами, инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ обучающиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности.

ТЬЮТОР

     Рассказываю о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) - это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.


Информационная справка инклюзивного и специального образования лиц с ОВЗ 

«О создании условий для реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в городе Челябинске»

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в Челябинском городском округе представляет собой сложившуюся, устойчивую систему, охватывающую все категории детей. 

По состоянию на начало 2020/2021 учебного года численность детей с ОВЗ в системе общего образования в  общеобразовательных организациях города Челябинска составляет 9278 человек (6,6% от общей численности детского населения, охваченного общим образованием (139581 человек), численность детей-инвалидов, инвалидов - 1856 человек.

Согласно действующего законодательства содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Сеть общеобразовательных организаций реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ охватывает все категории детей и включает в себя:

  1. 11 отдельных общеобразовательных организаций:

- 2 для детей с нарушением слуха: МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением зрения: МБОУ «С(К)ОШ № 127 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением речи: МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска»;

- 1 для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата: МБОУ «Школа-интернат №  4 г. Челябинска»;

- 6 школ для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта): МБОУ «С(К)ОШ № 7 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 57 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 72 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 83 г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».

  1. В 42 общеобразовательных организациях функционируют отдельные классы для обучающихся с ОВЗ.
  2. В 95 общеобразовательных организациях обучаются дети с ОВЗ в условиях инклюзивного (совместного) обучения.

Важным условием качества реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, осуществления комплексной помощи, является кадровое обеспечение образовательного процесса.

Общая численность специалистов коррекционного образования в муниципальной образовательной системе составляет 2077 человек, из них 448 педагогов-психологов, 621 учителей-логопедов, 269 учителей-дефектологов, 56 тьюторов. 683 педагога имеют специальное коррекционное образование. 446 образовательных организаций имеют первичные психологические службы.

С целью оказания методической помощи педагогам общеобразовательных организаций функционируют методические объединения: специалистов С(К)О, специалистов ЦППМСП, «Школа молодого учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога», а также методическое объединение заместителей директоров С(К)ОУ.

Осуществление комплексного подхода к созданию специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ невозможно без взаимодействия образовательных организаций и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП). Таких Центров в Челябинске 7. В состав ЦППМСП входят территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

В настоящее время расширяется спектр психолого-педагогической помощи, оказываемой Центрами. Центры являются координаторами взаимодействия с образовательными организациями  по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В Челябинской области осуществляется социальная поддержка детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации. Их родители в соответствии с постановлением губернатора Челябинской области получают компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида. ЦППМСП являются учреждением, оказывающим содействие в исполнении переданных государственных полномочий.

В центрах реализуются различные коррекционно-развивающие программы. Проводятся занятия по формированию психологической готовности к школе, развитию эмоционального интеллекта на основе программ песочной анимации. С подростками и старшеклассниками проводятся профессиональные консультации с использованием современных программ компьютерной психологической диагностики. Кроме того, в Центрах реализуется индивидуальное и семейное психологическое консультирование школьников, их родителей, педагогов с применением метафорических ассоциативных карт, приемов сказкотерапии, современных программ компьютерной диагностики. Проводятся занятия по профилактике детских страхов, агрессии, тревожности и других аффективных состояний.

В целях обеспечения и реализации права обучающихся с ОВЗ на развитие своих творческих способностей и интересов, обеспечения равных образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования города Челябинска ежегодно проходят социально-образовательные проекты: 5 конкурсов и 1 фестиваль для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): конкурс читательской грамотности «Лучики», конкурс интеллектуального потенциала «Знатоки», конкурс профессионального мастерства выпускников СКОУ «Лучший по профессии»; конкурс эколого-краеведческой направленности «Юные Краеведы»; конкурс «Твоя безопасность» и театральный фестиваль «В гостях у сказки». Также с целью формирования у обучающихся толерантного поведения по отношению друг к другу, к детям с ОВЗ, к детям-инвалидам и привлечения общественного внимания к вопросам толерантного сознания и культуры обучающихся в условиях поликультурной среды ежегодно проводится городская акция «Мир добра и толерантности».

С целью обеспечения реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, внедрения современных подходов к осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в муниципальной образовательной системе в 2019/2020 учебном году функционировало 10 площадок ФИРО (МБОУ «Школа-интернат спортивного профиля г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ № 60, МАДОУ «ДС № 440 г. Челябинска», МБДОУ «ДС № 398
г. Челябинска», МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШ №11г. Челябинска», МБОУ «С(К)ОШИ № 12 г. Челябинска», МАДОУ «ДС № 378 г. Челябинска», МАДОУ «ДС № 449 «Олимпиец» г. Челябинска», МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска»), 3 ресурсных центра для обучающихся с ОВЗ (МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», МБУ «ЦППМСП Ленинского района г. Челябинска», МБОУ «Школа-интернат № 4 г.Челябинска» по РАС).

Таким образом, функционирующая система коррекционного и инклюзивного образования в муниципалитете позволяет обеспечить комплексный подход в создании специальных образовательных условий, оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детей - инвалидов.

Консультация для родителей.

Воспитание ребенка с особыми потребностями.

   Когда родители узнают об инвалидности своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Вначале родители могут растеряться, почувствовать себя одинокими, не зная, с чего начать, где искать информацию, просить помощи и понимания. Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Понимание того, что эти чувства испытывают многие, а также осознание того, что услуги и понимание будут доступны для вас и вашего ребенка поможет вам.

 Типичные реакции

Родители, узнав об инвалидности своего ребенка, реагируют похожим образом. Первая реакция – непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об инвалидности ребенка. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками. Такое ощущение, что злость – сильнейшее чувство, через которое проходят все. Ее порождает чувство большого горя и огромной неожиданной потери, которое невозможно объяснить или побороть.

Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один? Что с ним будет, когда я умру? Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить колледж? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?».

Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что они – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Они думают: «Я сделал что-то не так? Я наказан за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности?».

Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей. Часто родители плача спрашивают: «Почему я? Почему мой ребенок? Почему бог дал это мне?», как часто мы поднимаем глаза к небу и спрашиваем, что мы сделали, чтобы заслужить такое испытание.

Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной.

Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у их ребенка есть инвалидность, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Непринятие может быть по отношению к ребенку, медикам, супругу. Одной из самых сильных форм неприятия, которая встречается редко, является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство посещает родителей, находящихся в глубокой депрессии.

В такой период, когда столько разных чувств переполняют сердце родителей, сложно измерить, насколько сильно то или иное чувство. Не все родители проходят через именно такую последовательность ощущений. Но при всей сложности ситуации очень важно для родителей понимать те чувства и эмоции, которые они испытывают, понимать, что они не одни и могут предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

Ищите помощи других родителей

Первый совет: найдите других родителей ребенка с инвалидностью и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей детей-инвалидов, которые помогают другим родителям.

Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми. Важно понимание того, что вы можете по-разному воспринимать свою роль, как родители, видеть разные пути решения проблем. Постарайтесь рассказать друг другу, что вы чувствуете и понять друг друга.

Если у вас есть другие дети, говорите с ними тоже, не забывайте о них, удовлетворяя их эмоциональные потребности. Если вы чувствуете себя опустошенными и не можете нормально общаться с другими вашими детьми, найдите в вашей семье человека, который на время возьмет на себя эти обязанности. Боль, разделенная, не так тяжела, иногда помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, используйте помощь профессионалов.

Живите сегодня

Мысли о будущем могут парализовать вас. Нужно отбросить вопросы: что если в будущем…? Это может казаться невероятным, но хорошие вещи начнут происходить каждый день. Беспокойства о будущем только истощат ваши ограниченные ресурсы. Вам есть, о чем подумать, проживайте каждый день шаг за шагом.

Выучите терминологию

Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

Ищите информацию

Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Важно – искать точную правдивую информацию. Не бойтесь задавать вопросы, ответы на вопросы будут первой ступенью к пониманию ребенка.

Правильное формулирование вопросов – это искусство, которое может сделать вашу жизнь легче в будущем. Хорошо перед встречей написать вопросы и записывать их, когда они возникают по ходу встречи. Просите копии всех документов и записок о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

Не позволяйте себя запугать

Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медиков или педагогов из-за их профессионального опыта, и иногда из-за их манеры себя вести. Не пугайтесь профессионализма тех людей, которые взаимодействуют с вашим ребенком, вы имеете право узнавать обо всем, что происходит. Не беспокойтесь, что вы надоели специалисту своими вопросами: это ваш ребенок, данная ситуация больше всего влияет на его и вашу жизнь, и поэтому для вас очень важно узнать как можно больше.

Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости

От горечи и злости не уйти, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Очень важно понимать, что вы злы, и работать с этой злостью, может быть, и с посторонней помощью. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее и подготовиться к другим вызовам жизни, а также эти чувства перестанут отнимать у вас энергию и силы.

Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, есть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще.

Будьте реалистом

Быть реалистом значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить. Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

Помните, что время играет на вас

Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с инвалидностью дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне.

Не забывайте о себе

Во время стресса все ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать: помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.

Избегайте жалости

Инвалидом ребенка делает жалость ваша и других. Жалость не то, что вам нужно. Вам нужно скорее сочувствие. Решите как реагировать на окружающих

В этот период вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестном или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, вопросы, не отдавайте слишком много энергии на переживания по поводу неприятных вам реакций чужих людей.

Старайтесь придерживаться привычного расписания дня

Когда возникает проблема, которую вы не можете решить, делайте то, чтобы вы делали, если бы проблемы не было. Такое поведение может добавить стабильность и смысл при сложной и запутанной ситуации.

Помните, что это ВАШ РЕБЕНОК

Это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка и получайте удовольствие от него. Во-первых – это ребенок, а, во-вторых, он инвалид, помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам обоим это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой.


Стихи о доброте для детей



   Детские стихи про добро учат состраданию, объясняют, почему нужно помогать ближним и говорить вежливые слова. Во взрослой жизни многие об этом забывают, сталкиваясь с корыстью и необходимостью решать собственные проблемы в ущерб чужим интересам. Поэтому так важно научить ребят милосердию еще в юном возрасте, когда еще только закладывается характер и мировоззрение.

Наполненные вековой мудростью, стихи о доброте – урок для ребенка, который повлияет на его становление как личности. Читайте их и предложите заучить наизусть!

***
Я хочу, чтоб все смеялись

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

***
Добрых людей, как всегда, не хватает…

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.

***
Придумано кем — то просто и мудро

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

***
Доброта нужна всем людям

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

***
Добрым быть совсем не просто

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

***
Не стой в стороне равнодушно

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

***
Пусть проходят дни, столетья

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся —
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.
Прочитайте же стишок —
Наш короткий поздравок
С Днем доброты спонтанной.
Пусть не кажется он странным!

Доброта живет в миру
Даже в злые лихолетья.
Проявляйте доброту —
Будет легче жить на свете!

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!

***

В доме добрыми делами занята

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо —
Это Мама, моя мама!

***
Как бы жизнь ни летела

Как бы жизнь ни летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

***
Добрый день!

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

***
Доброе слово лечит

Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.



Комментариев нет:

Отправить комментарий